Другие Разделы









Свадьба Абакана

Русская традиционная Свадьба

Лимузины в Абакане > Русская традиционная Свадьба

Русская традиционная Свадьба

Традиции настоящей русской крестьянской Свадьбы уже практически забыты. Конечно, существует ряд отдельных элементов, которые еще используются в обрядах, но уже без понимания их исконного смысла, а скорее как дань старой традиции. Но в памяти старшего поколения еще сохранились знания о смысле некоторых обрядов.

Русская свадьба делилась на 2 части.

русская традиционная свадьба

В первой отражались печаль от ухода из отчего дома и страх перед неизвестностью супружеской жизни в новом доме, вторая – торжество и радость от создания новой семьи. Каждый из этих этапов состоял из нескольких обрядов, смысл которых мы постараемся полностью раскрыть:

Сватами на Руси выступали, как правило, самые уважаемые люди из рода жениха. Иногда на роль главного свата или свахи приглашали и сторонних людей, но обязательным было условие – красноречие свата.

 Сваха отправлялась в дом к невесте под вечер, чтобы вся семья была в сборе, и не было никого из посторонних. При этом по приметам сваха отказывалась от еды и питья и даже не присаживалась, чтобы дети засватанных молодых не пристрастились к алкоголю и посиделкам.

Классическая речь свахи или свата начинались известной всем фразой: «У вас товар, у нас – покупатель»… Даже в случае, когда жених был известен родителям невесты, весь обряд рекламы и его представления должен был быть пройден от начала и до конца.

Сразу на предложение сватов ответ не давали, родители оговаривали себе время на совещания с родственниками и самой невестой. Сватам назначали время возврата за ответом.

Положительный ответ со стороны невесты скреплялся сговором и рукобитьем, а в случае отказа невеста могла и «вынести гарбуза» – подать сватам тыкву в знак отрицательного ответа.

Девичник

После сватовства начинаются девичьи причитания – до самого Свадебного пира. Покрытая платком, в окружении матери, сестер и подруг, невеста будет оплакивать будущую разлуку с отчим домом. Если сама невеста не могла или не хотела исполнять причитания, то от ее имени выступала приглашенная плакательница – плачея или выльница. Невеста оплакивает свое потерянное девичество, чужие люди кажутся ей неласковыми, будущий дом – чужим.

Во время девичника подруги и родственницы помогали невесте готовить подарки жениху и его родственникам, а также приданное, чтобы не было повода укорить невесту в неумелости.

Если невеста была сиротой, она не собирала подруг, ее девичник назывался злосчастным, горьким и слезливым, если он вообще был. За родительским благословением невесте-сироте приходилось отправляться на могилы своих родителей и просить подать голос из земли-Матушки. Также можно было с заходящим солнцем отправить весточку родителям, чтобы они прилетели с того света выслушать ее причитальные песни.

русская свадьба

Баня

Традиция ходить в баню накануне Свадебного дня трансформировалась в наше время в девичник или мальчишник – наиболее близкие по наполненности события. В этот день невеста просила брата наколоть дров, а сестру – наносить воды. У входа в баню вставали сторожить самые близкие люди, а топили ее – самые близкие подруги.

 В бане невеста с подругами парились, мылись мылом, присланным от жениха, пили пиво, ели гостинцы, сплетничали, играли.

Было и своеобразное гадание – невеста кидала через плечо веник, мыло, через слуховое окошко – ленту. Считалось, кто из девушек поймает – тот замуж следующей и выйдет.

Обручение

Обряд обручения проходил в виде торжественной встречи семей жениха и невесты. Жених со своими родственниками и родителями приезжал в дом невесты, чтобы обменяться с ней кольцами, а с ее родственниками – подарками.

После выполнения основной части молодежь пела традиционные песни – прославляли удаль жениха, хозяйственность, умелость, ум невесты и жениха сравнивались в виде состязания: молодец проигрывал свое холостяцкое бытье, а невеста – дивью красу и толстую косу.

Прощание с дивьей красотой

В современном понимании этот обряд означал прощание с девичеством. Девушки до свадьбы носили в волосах алую ленту – на гуляниях, праздниках, хороводах. Эта лента означала ее женскую чистоту и неприкосновенность, с которой она расстанется после брачной ночи с супругом. Как вариант вместо ленты носили парчовую украшенную повязку.

Прощание с дивьей красой проходило до прибытия в дом жениха со свадебным поездом. Невеста клала ленту на тарелочку и ходила с ней по дому и по двору, пытаясь найти спокойное и вечное место для своей сбереженной и честной красы. Она предлагается родителям – но они замочат ленту слезами, брату – загуляется и потеряет, подругам – они выйдут замуж.

Ночь перед Свадьбой

В ночь перед Свадьбой проводилось последнее застолье в семье невесты. Она плакала о том, что ей не приелся родительский хлеб и матушкина стряпня. Считалось, что в чужом доме ее посадят на самый край стола, где сидят самые младшие и бесправные, которые по традиции все берут со стола в последнюю очередь. Также невесте дадут самые плохие приборы и посуду.

Посиделки-причитания продолжались до третьих петухов. Невеста просит петухов не будить жениха-супротивника, чтобы он не собирался к ней, не седлал коней и не забирал ее из отчего дома. Также она просила загородить жениху дорогу, заступить ее лесом дремучим и горами высокими.

Жених в это время проводил мальчишник – гулял с друзьями и приглашенными гостями (тысяцким, служивыми соратниками, представителями князя).

Сборы невесты

Все Свадебные одежды, украшения и косметику невесте преподносил жених. Подруги одевают невесту, при этом она просит не завидовать «подаркам», ведь за них она отдает свою девичью свободу и уходит из их вольной компании, а подружки укоряют ее, что оставляет их и выходит замуж. Невеста оправдывается перед подругами, что она оставляет их не по своей воле, а по вине родителей, сватов, родственников.

Свадебный поезд жениха

Перед поездкой под венец жених или невеста обязательно кормят коней свадебного поезда, чтобы хорошо довезли.

 Сам поезд формируется в доме жениха. Количество повозок и лошадей в них обязательно должно было быть нечетным. На первой повозке ехали дружок с помощником, на второй – тысяцкий с женихом, на третьей – сваха жениха, затем по степени родовитости бояре и гости.

Повозка с дружком одна подъезжала к дому невесты, остальные оставались на дороге. Дружок должен был угостить вином привратников на воротах и придверников на входе в дом, чтобы его пропустили и ответили, готова ли к приему гостей семья, убрана ли к Свадьбе невеста.

После этого прибывал основной Свадебный поезд, дружок и тысяцкий торговали место для жениха рядом с невестой, участвовали в соревнованиях и разгадывали загадки.

Эта традиция выкупа невесты осталась и в наше время.

Проводы невесты

Проводы невесты также сопровождались определенными обрядами и приметами. Так невесты, выходя из-за стола, старалась стянуть скатерть, чтобы следом замуж вышли и подруги.

Затем молодых ставили на медвежью шкуру, расстеленную на полу, родители невесты благословляли их и сыпали им в обувь хмель на счастье.

Чтобы уберечься от порчи и сглаза и отогнать злых духов, невеста использовала обереги – брала с собой маковку, луковицу, обрывок сети рыболовной, тыкала в швы платья безухие иглы.

Во время поездки невеста просила причитаниями поезжан ехать помедленнее, чтобы она смогла насмотреться на родной дом, своих родителей. Мать просила дочь вернуться, говорила, что она забыла свою девичью волю, негу и дивью красу.

Окрученье молодой

После церковного венчания наступала пора застолья и обрядов в доме жениха.

Во дворе пару встречали родители жениха, молодых вводили в избу, обсыпали зерном и хмелем, благословляли.

 За столом в самом начале пира новобрачный (свадебный князь) сидел один, пока его жену свахи уводили в соседнюю светлицу, чтобы заплести две косы, повязать их вокруг головы и надеть головной убор замужней женщины, которым было положено прикрывать волосы, – китку или шамшуру.

Каждая их свах плела свою косу и по примете, чья сваха управится первой (жениха или невесты), тому из молодоженов в новой семье будет гарантирован более долгий срок жизни и удача в делах.

Величальные песни

Традиции величальных песен всем участникам свадьбы трансформировалась в наше время в произношение свадебных тостов определенного содержания и в нужном порядке.

Величальные песни жениху и невесте (князю и княгине), их родителям исполнялись не только на Свадьбе, но и на девичнике, на обручении. В этих песнях славился новый союз, желанность и избранность будущих супругов. Невесту сравнивали с образчиком красоты, невинности и недоступности, а жениха воспевали как воплощение мужества, ловкости и силы.

Величальные песни представляли тысяцкого грозным воеводой, предводителем войск, который уводит в полон людей и берет города. В то же время его чествовали как домовитого и рачительного хозяина, большого ума человека.

Сваху воспевали как хорошую и заботливую хозяйку, мастерицу, легкую как на ногу, так и на язык.

 Дружка представляется в величальных песнях как профессионал, наследник скоморохов, шутник и балагур, нередко и знахарь, который оберегал свадебный поезд от злых сил.

Нередко на Свадебном пиру звучали и корильные песни, которые осуждали скупых и чванливых гостей, которые не хотели одаривать певцов и певиц за величания.

Следом идут песни во славу гостей и их быта. Хвалится крепкая семья, нерушимость брака, многодетность, любовь и согласие между всеми членами семьи. Идеализируется крестьянская жизнь: златоверхие терема, огороженные тыном из серебра.

Брачная ночь

Постель новобрачным стелют в нежилой и холодной избе. Приводили их свахи и тысяцкий. Во время пира молодоженам рекомендовалось воздерживаться от еды, поэтому к постели им приносили яйца, птицу, вино. Невеста должна была разуть и раздеть жениха. В сапоги жених подкладывал деньги, которые потом переходили в ее личное владение.

Гости во время уединения били горшки – на счастье молодых, эта традиция осталась и сегодня, бокалы бьют и молодожены во время катания и свадебного застолья. После брачной постели невеста раздавала подарки жениху, свекрови и свекру, их родственникам.

Утро после брачной ночи. Поход к теще

Утром после брачной ночи молодая жена идет за водой к колодцу, чтобы все было хорошо, она одаривает воду серебряной монеткой. Гости встречают жену у ворот, отнимают ведра, обливаются, расплескивают воду. Эти игры происходят раза три. Также гости раскидывают сор в избе, солому. Пока молодая не подаст гостям вино, они продолжают мешать ей наводить порядок в избе.

Через некоторое время молодые идут в гости к теще на блины.


Количество просмотров - 766 просмотров |
Опубликовано 17.03.2013 |
СВАДЕБНЫЙ КАТАЛОГ